Отпечаток веков
«Выражаем огромную благодарность Ирине Семенихиной за интересную и познавательную встречу. Ее рассказ о тонкостях работы с древними образами, о трепетном отношении к истории и духовности, стоящей за каждым мазком кисти, произвел неизгладимое впечатление. Удивительно, как человек может так глубоко погружаться в мир прошлого, возвращая к жизни произведения искусства, несущие в себе отпечаток веков. Пусть каждый новый проект приносит удовлетворение и радость творчества, а талант и мастерство продолжают восхищать и вдохновлять. Дай Бог ей сил и вдохновения для сохранения и приумножения нашего культурного наследия. Уверены: впереди нас ждут новые встречи и интересные беседы о мире искусства, о духовности и о том, как важно беречь и ценить то, что досталось нам от предков».
«Я ельчанка»
Такой отзыв, полный восхищения и признательности, оставили активистки городской общественной организации Союза женщин России после экскурсии в мастерскую реставратора Ирины Александровны Семенихиной. К слову сказать, поход к ней оказался не случайным: не так давно Ирина Александровна стала членом елецкого женского движения. Она много слышала о работе и достижениях горожанок, как заместитель председателя местного отделения российского сообщества предпринимателей «Опора России» не раз встречалась с лидером областной организации В. И. Урываевой на разного рода мероприятиях. И в какой-то момент поняла, что сама хотела бы реализовать себя еще и в женском движении. Вера Ивановна была готова зачислить Ирину Александровну в ряды липецкой организации, но Семенихина вежливо отказалась: «Я ельчанка, в городской организации мне и быть…».
Желтый велосипед
Выпускница физмата ЕГУ им. И. А. Бунина Ирина Александровна 14 лет успешно отработала экономистом на электромеханическом заводе. Жизнь шла своим размеренным чередом, а потребность творить, что-то делать своими руками находила свое выражение в умении шить, вязать (спасибо бабушке Нине Григорьевне Ермолаевой, с детства приучила девочку к рукоделию), создавать уют в доме, облагораживать двор и сад. До сих пор радует и удивляет покрашенный в желтый цвет старый велосипед, ставший своеобразной клумбой. И трудно поверить, что сложенная из камня на крепком бетонном растворе мельница тоже дело рук Ирины Александровны! Оказалось, что всего этого ей мало. В один из дней — она тогда находилась в декретном отпуске после рождения второй дочери — Ирина Александровна вдруг заявила домашним: «Хочу писать картины маслом». Вот так, ни больше ни меньше. Ее сосед, один из братьев, основателей галереи «Художник» в Ельце, Александр Глушков, выслушав пожелания молодой женщины, отнесся к ним серьезно и посоветовал пойти на курсы в колледж искусств. Удивила весь завод
И пошла! Сегодня Семенихина считает, что ей повезло — попала к преподавателю Андрею Николаевичу Дмитриеву: «Он всю душу, все свои знания в учеников вкладывает!». Конечно, там Ирина Александровна поняла, что ее умение хорошо рисовать (как ей казалось) имеет совсем не много общего с настоящим искусством. От этого желание научиться переносить на бумагу или холст свои мысли, настроение, видение предмета или сюжета только выросло… Там, на курсах, ей посоветовали учиться на реставратора. Видимо, заметили в молодой женщине (ей в ту пору исполнилось 33 года) необходимые черты характера — усидчивость, терпение, внимательность, умение вникать в мелочи, нюансы, понимать цветовую гамму, а еще бережно относиться к тому, к чему прикасаются руки. Через четыре года Ирина Александровна стала профессиональным реставратором и спустя некоторое время уволилась с завода, удивив своим поступком без преувеличения весь коллектив. Так хобби стало делом ее жизни.
«Она перевернула мне мозг»
Еще будучи студенткой, Семенихина не упускала возможности участвовать в разного рода выставках, конкурсах, как российских, так и международных (свидетельством тому — целая галерея Дипломов и Почетных грамот в ее нынешней мастерской), старалась попадать на мастер-классы к именитым, признанным мастерам этого дела. И однажды судьба свела ее с настоящим светилом — почетным реставратором Москвы, заведующей отделом реставрации музея-заповедника «Коломенское», преподавателем Московского академического художественного училища памяти 1905 года Екатериной Александровной Сатель. Все, так или иначе близкие к этой сфере искусства, точно знали: Сатель никогда не брала на стажировку чужих студентов. Но Семенихина то ли оказалась очень убедительной, то ли на руку сыграл ее уже не студенческий возраст, а вполне взрослое, осознанное желание, и мэтр сдалась, сделав для ельчанки исключение. Сегодня те 2 — 3 недели, проведенные в мастерской Сатель, Ирина Александровна вспоминает как подарок судьбы: «Екатерина Александровна мне просто перевернула мозг! Я старалась как губка впитывать все, что она говорит и делает сама. С ее помощью мне удалось структурировать уже имеющиеся в моей голове знания, она научила правильно смотреть и видеть, применять технологии, понимать, что и зачем делаешь. У нее я научилась работать с документами — в сфере реставрации это особый, важный, необходимый элемент работы. Я вернулась домой, вооруженная знаниями от Екатерины Александровна. А главное — у меня появилась уверенность в своих силах и возможностях. Я поняла, что могу профессионально заниматься этим делом».
Возвращение к жизни культурного наследия
Одну из комнат в своем доме Семенихина превратила в мастерскую. Заявить в полный голос о себе помогли соцсети: самостоятельно сняла ролик, наложила видеоряд на песни Высоцкого (сама не знает, почему именно Владимира Семеновича выбрала, но вышло удачно, красиво). Удивительно, но видео привлекло внимание пользователей — больше 4 миллионов просмотров, 80 тысяч подписчиков! А вскоре Ирина Александровна поняла, что места ей не хватает, и нашла помещение в центре города, в здании ателье «Силуэт». Здесь на видном месте — карта России и бывших союзных республик. Булавками отмечены города, куда отправлены «вылеченные» иконы: Калининград, Иркутск, Красноярск, Омск, Томск, Санкт-Петербург, Архангельск, Сочи, Пятигорск, Ростов, Краснодар, Республика Марий Эл и даже Казахстан. Интересно, за шесть лет, что Ирина Александровна, по выражению все той же Е. А. Сатель, занимается спасением культурного наследия, сколько икон она вернула к жизни? Семенихина удивленно пожимает плечами: «Даже в голову не приходило считать».
Технология и кроличий клей
Наверное, это потому, что каждая работа индивидуальна, с присущими только ей особенностями, будь то лик, написанный сто, а то и все двести лет назад, или современная икона. При этом профессионал твердо следует испытанной годами, а то и десятилетиями проверенной технологии, включающей в себя несколько этапов. Например, клей укрепляет поверхность, консервирует ее. Только это клей особенный, специальный, эластичный. Сегодня практически все реставраторы, и Семенихина тоже, используют кроличий (реставрационный клей, получаемый из кожи кролика; выпускается в форме гранул — ред.), а раньше применяли … осетровый. Сегодня, понятное дело, и сами царские рыбины в цене, и произведенная из них продукция стоит немалых денег. С кроликами в этом плане попроще… К слову сказать, само понятие «реставрация» включает в себя сразу три направления работы. К примеру, с консервацией все понятно: надо закрепить то, что есть, остановить процесс распада поверхности и красок. Реставрация подразумевает и консервацию, и восстановление красочного слоя. А вот если лик иконы утрачен на 60% и более, то это уже реконструкция. Хорошо, если есть фото. А если нет? Тогда мастер сам должен воссоздать недостающее, учитывая стилистику времени создания реликвии, одежду, фон и многое другое, чтобы его новодел органично вписался в оригинал. В практике Ирины Александровны чаще встречается реставрация, но и реконструкцией икон заниматься приходится. Причем успешно. Безусловно, техническая, прикладная сторона процесса весьма интересна и увлекательна, всегда познавательно заглянуть «за кулисы». Понимая это, Ирина Александровна еще и проводит в своей мастерской экскурсии, к ней с большим удовольствием едут группы из Москвы, Питера, Липецка, Тулы, Белгорода, многие попадают к ней на благотворительной основе. Так, к примеру, по просьбе председателя городской организации Союза женщин России Т. Ф. Ромашиной у Семенихиной побывали дети и жены ельчан — участников СВО
Комментарии